1000hp.ru

...твоя йога




ПОТОК от Сердца к Сердцу и от Ума к Уму… (2006 год)

поток от сердца к сердцу и от ума к уму… (2006 год)

Интервью со Свами Муктанандой

Ачаланатха (А): В каком возрасте Вы начали практиковать йогу и какая это была йога?

Свами Муктананда (СМ): Практиковать я начал, когда был маленьким мальчиком, под руководством Гуру. Он был моим Гуру еще в прошлой жизни, и он узнал меня в этом рождении. Когда он приходил к нам в дом, обычно делали киртан — это бхава-садхана. Гуру меня очень любил и часто брал к себе на колени. А когда мне стало одиннадцать-двенадцать лет, я начал заниматься асанами. Но основной практикой оставался киртан, которого было очень много в тот период моей жизни. В основном это была Маха-мантра.

А: Иногда говорят, что Маха-мантра — это не совсем мантра, она построена по иной структуре, что это, скорее, просто воспевание имен, как киртан. Так ли это?

СМ: Ну, это тоже своего рода мантра, только из разряда общедоступных. Мантру, которую вам дает Гуру, нельзя никому сообщать, а Маха-мантра известна всем и может практиковаться всеми и всегда. Существует еще несколько таких общих мантр. Но практика их тоже приносит свои плоды и дает эффект.

Процесс передачи мантры — это тонкий процесс. Как-то раз я дал одному человеку книгу, в которой были различные мантры (таких книг достаточно много издается в Индии), а мой Гуру сказал мне: «Не надо было этого делать». «Но почему же, Гуруджи? Ведь это книга, и в ней все уже открыто написано». — «А вот не надо. Это же ты дал эту книгу и сопроводил ее своей силой». С тех пор, когда я даю кому-нибудь книгу, то я четко говорю: «Вот делай это и это». И оно будет работать, а остальное не будет… Это ответственность…

А: А что же было дальше? После того, как Вы в юном возрасте практиковали асаны и киртан? Как Вы пришли к Шри Видье?

СМ: А потом некоторое время я ничего не практиковал. Был обычным человеком: Учился, занимался бизнесом. И достаточно успешно занимался. Однажды один Свами показал мне интересный метод лечения. Я очень заинтересовался и попросил его научить меня. Он провел инициацию, через некоторое время еще одну. К третьей инициации я окончательно осознал, что я изменился. В этот момент я решил свернуть свои бизнес-активности и стать Свами. Закрытие бизнеса заняло несколько месяцев, после чего я отправился в Ришикеш, а потом в Таракешвар. Таракешвар — это мощное место Силы, место где практикуют многие садху. И я практиковал там несколько месяцев. В то время я совершал одну практику, но делал ее с ошибками. И был один садху, который был мне как отец и духовный наставник, заботился обо мне, защищал. Но я чувствовал, что должен уехать и найти своего Гуру, и я отправился в почти трехмесячное странствие, в котором нашел Свами Шукдевананду. Это известный Гуру в традиции Шри Видья. И тогда все сложилось очень интересно. Гуруджи неожиданно очень быстро принял меня в ученики. У него обычно так не бывает. Он дает долгий предварительный срок испытаний, или соискатели во - обще посылаются прочь с ответом, что они не способны учиться. А со мной все произошло в полчаса. Мы общались, и Гуру сказал, чтобы я вернулся для инициации в праздник Наваратри. Тогда я и получил посвящение.

А: Свамиджи, Вы говорили, что у Вас не один Гуру, а три. Как Вы встретились со своими другими Учителями?

СМ: У меня был Гуру-бхай. У него был один текст, сильно заинтересовавший меня. Я попросил у него этот текст, но он отказал мне, заявив, что этот текст мне может передать только один Свами. В то время у меня были некоторые проблемы, и я думал, что это текст мне поможет. Я отправился на поиски этого Свами и нашел его в лесах недалеко от Гопала. И тоже сложилось так, что он сразу меня принял и дал передачу этого текста. Между нами мгновенно возникла тонкая связь, и я стал у него учиться.

А: А как зовут этого Учителя и к какой традиции принадлежит?

СМ: Татамбри Баба. Ему уже около 250 лет — никто даже и не знает точно. В окрестностях его знают четыре поколения. Он вайшнав и также принадлежит к традиции Сабар.

А: Что это за традиция Сабар?

СМ: Если вкратце, то в Индии есть такая река Сабар, в окрестностях которой в древние времена жило одноименное племя. Они использовали для мантр другой язык — не санскрит. С тех пор многие используемые мантры не на санкрите называются Сабар. Есть такой текст «Рамачарита манаса», который написан на Сабар. И когда мы берем оттуда мантры и используем другие части текста, то они работают даже лучше чем те, которые взяты из Рамаяны, написанной на классическом санскрите. И значительно быстрее работают. Есть некоторые старые мантры на санскрите, которые уже не работают — их нельзя пробудить, но если мы будем использовать аналоги из Сабар, то они будут работать очень хорошо.

А: А кто Ваш третий Учитель?

СМ: Шив Чайтанья Брахмчари, 94-летний брахман из Варанаси, ныне живущий в местечке Махешвара. Большую часть времени он совершает практику мантры Сурья-Гаятри.

А: Какова роль Учителя в йоге и в Тантре? Каковы отношения между учеником и Учителем в Традиции?

СМ: Самое главное здесь то, что между Учителем и учеником передается энергия и то знание, которое вы не можете почерпнуть из книг. Да, сейчас очень много книг, в которых вы можете найти и такую практику, и сякую, и даже попробовать выполнять их. Но результат будет совершенно непредсказуем — не тот, на который вы рассчитываете, что-то прочитав об этом. Без инициации практика может и навредить. Нужно наставление Гуру и его благословление. Между Учителем и учеником возникает тонкая связь. Когда я здесь в Москве сижу медитирую, совершаю свою садхану, то я чувствую моего Гуру — Свами Шукдевананду.

Однажды я очень хотел связаться с моим Гуру, но он уехал в Дели. Несколько раз я пробовал звонить ему, но безуспешно. А в один момент я вдруг почувствовал, что Гуруджи думает обо мне, я немедленно позвонил и тут же дозвонился.

Отношения с Учителем — это могущественная связь. Связь, которая глубже и сильнее, чем связь между мужем и женой, чем любые другие связи. Учитель видит, что нужно ученику, а что нет, и как ему лучше учиться. Например, Шив Чайтанья Брахмчари учил меня, загружая многим и многим, давая все сразу. Он говорил: «Ты сейчас становишься опытнее, можешь понимать что, для чего и как действует». А может быть и по-другому…

Главное не иметь такого настроения, что вот, мол, Учитель, у которого я хочу получить то-то и то-то. Нет, это вопрос того, что мы имеем счастье коснуться стоп такого Человека. Эта связь не измеряется деньгами, не измеряется знаниями. Это поток от сердца к сердцу и от ума к уму… Часто мы не понимаем действий Учителя, но он знает, что нам нужно. У Гуруджи Шив Чайтаньи я учился, когда многое уже знал. Он и сам мне периодически что-то подтверждал, говоря, что, мол, это ты уже знаешь — это было. У него была одна книга с мантрами, которую я очень хотел посмотреть. Но в ответ на мою просьбу он сказал, что у него нет такой книги.

Вскоре был день рождения Гуруджи. Его посетило очень много людей, так как его очень уважали в окрестностях. Весь этот праздник его изрядно утомил. И когда я пришел к нему на следующий день, он раздраженно спросил меня, зачем же еще и я пришел. Я извинился и хотел уйти, но он меня остановил, усадил и стал беседовать со мной. А потом попросил другого ученика принести ту самую книгу и дал ее мне со словами: «Это тебе. И каждая мантра здесь будет работать». Радость моя и благодарность была безмерна.

А: Свамиджи, а как Вы сами начали учить?

СМ: Так получилось, что постепенно появились люди, которые просили меня передать им ту или иную мантру, а я сначала не знал, могу ли я передавать мантры. Я учился у Свами Шукдевананды, и через четыре месяца он дал мне благословление передавать мантры и практики. Сначала я подходил к этому крайне осторожно. Так на протяжении трех лет я передал мантры только трем людям.

А когда я приехал учиться к Татамбри Бабе, то он уже знал о том, что я могу передавать, имею такую силу, и с самого начала обучения у него разрешил передавать. И особо отметил, что надо передавать мантры и другие практики женщинам, поскольку им тяжело в современном индийском обществе, и они должны стать сильнее.

А: А как получилось, что у Вас появились ученики из других стран?

СМ: Некоторых я встретил в Индии. Но действительно серьезно все началось только тогда, когда я приехал в Россию. Это было как бы особое состояние, понимание того, что я должен научить людей.

А: И что Вы скажете о русских учениках? Чем они отличаются? Какие качества необходимо развивать?

СМ: Я чувствую, что они хорошие… Но ооочень серьезные :-) Это не только для России, но и для Индии так. Люди, которых учили по западной системе образования, имеют очень много вопросов. И не понимают, что можно учиться без вопросов. Знаете, это как с чувствами. Например, с любовью — ведь мы же не оправдываем логикой нашу любовь. И не пытаем женщину, которую любим, вопросами о том, почему она такая и сякая? :-) Мы любим, как есть. Так и с практикой. Вместо того чтобы задавать вопросы, почему это так, надо сидеть и делать практику. И постепенно из глубины что-то начнет появляться. Только главное не отступать — получили практику от Гуру и каждый день выполняете ее — чтобы ни случилось…

А: В России большинство людей под йогой подразумевают практику хатха-йоги и, в основном, практику асан, иногда пранаямы. Патьяхара, дхарана, дхьяна только упоминаются, да и то редко. Некоторые принципиально занимаются только асанами для здоровья, так как считают, что это вопрос религиозный, нужно будет принять индуизм, боятся попасть в какую-то секту. На Вашем семинаре в Тюмени Вас просили придерживаться программы занятий по асанам. Что Вы думаете об этом и чему Вы посоветуете уделять больше внимания?

СМ: Нужно привыкнуть дольше находиться в асане. «Сукхам стхирам асанам» — асана должна быть приятной и устойчивой. Когда вы сидите спокойно, то ваш ум успокаивается. И это оказывает положительное влияние на тело. Тело постепенно обретает лучшие возможности, а сознание наполняется радостью. Если вам неудобно находиться в асане, то это не проблема тела, а вопрос вашего неспокойного ума. Я тоже проходил такой этап — делал асаны, думал, что проблема в моем неправильном теле, а потом оказалось, что все-таки в беспокойном уме.

Что же касается того вопроса о сектах… Индуизм — такого слова вообще нет, это термин религиоведческий, придуманный западными учеными. Наша страна называется Бхарата от «бха» — знание и «Рати» — жена Камы, ипостась любви. Это значит любовь к знанию, страна любящих знание.

У ученых есть гипотеза «большого взрыва». Но это не означает, что перед этим взрывом не было ничего — до того существовало Сверхсознание. Или, можно сказать, изначальная Сила, изначальная вибрация. И мантры, которые мы даем, это тоже вибрация. Эти мантры слышали разные мудрецы-риши, разные пророки в разных странах — каждый слышал немного по-особенному. Сначала их знание не было записано, а передавалось изустно, потому что это был звук-вибрация. А когда оно было записано, то эта разница отразилась на письме: кто-то слышал ОМ, а кто-то Аминь (говоря это, Свамиджи звучно пропевает и Ом и Аминь с очень похожим звучанием).

А: Когда мы занимались, то Вы большое внимание уделяли практике пранаямы, диафрагмальному дыханию. В Традиции Шри Видьи большое внимание уделяется практике пранаямы?

СМ: Не совсем :-) . Тантра — это передача энергии и практики. Но для того чтобы облегчить путь учеников, Учителя используют разные методы, в том числе пранаяму. Пранаяма призвана очистить ваше тело и ум, открыть пути для переданной Учителем энергии.

Для практики важно, чтобы человек мог сидеть в асане долго и неподвижно, и у него было диафрагмальное дыхание, потому что именно такое дыхание нормальное и естественное — так дышит только что родившийся ребенок. Потом мы забываем, как дышать естественно. А надо снова вспомнить. Это поможет сделать дыхание долгим, а это, соответственно, долгая жизнь :-) .

Как ни странно, но и в Индии не так часто можно встретить йогинов, которые действительно сделали свое дыхание долгим и сделали долгой свою жизнь, как об этом говорится в Писаниях.

Вы можете делать отдельную практику пранаямы примерно в течение часа, как мы делали на наших общих занятиях. Или вы можете предварять несколькими циклами пранаямы джапу той мантры, которую вам дали, чтобы она лучше действовала.

А: В некоторых школах пранаяме начинают обучать вместе с асанами, в других считается, что её можно осваивать только после того, как ученик достиг хорошего уровня в практике асан и может долго сидеть в падмасане, и что настоящая практика пранаямы может быть только в падмасане.

СМ: Необязательно. Важно понимать, что и для чего вы делаете. Например, падмасана действительно очень хороша для практики, так как дает нужный энергетический замок, но такой же эффект может быть получен и одним из вариантов сукхасаны. Эти позиции ускоряют работу с энергией Кундалини. Но, как вы могли видеть на наших общих занятиях, простые пранаямы могут выполняться и в других асанах ,и это тоже дает свой эффект. И люди чувствовали его.

А: Вы сейчас говорили о подъеме энергии Кундалини, а можно остановиться на этом подробнее

СМ: Почему падмасана и сукхасана хороши для этих целей? Они как бы прекращают наше заземление и сброс энергии и начинают обращать ее вверх. Но в Шри Видье это вспомогательная техника, а основная это мантра-йога.

Сперва вам дается предварительная практика — вы делаете практику Ганеша мантры, которая готовит вас. По завершении этой практики решается, перейдете ли вы к дальнейшим этапам — там уже все серьезнее. Только с этого момента начинается действительно посвящение в Шри Видью. Учитель дает вам новое имя, которое используется только внутри традиции. Вот с этого момента вы уже приняты учеником, вам даются другие мантры.

А: Что Вы можете рекомендовать читателям журнала «Йога», ищущим свой путь и желающим идти за тем, что дальше асан и пранаямы?

СМ: В своих Йога-Сутрах Патанджали говорит: «abhyasa vairagyabhyam tannirodhah» (1.12) — прекращение беспокойства ума достигается благодаря практике и бесстрастию. Способ контроля над колебания - ми сознания — это постоянная практика изо дня в день и ненаправленность ума на внешнее, отсутствие мирских желаний. Ключ к успеху — в усердии. Вайрагья, или отсутствие мирских желаний, может быть достигнута контролем над чувствами, выполнением обязанностей без мыслей о вознаграждении и проявлением доброты и чистоты в поступках. Постоянная практика и отсутствие мирских стремлений находятся во взаимной зависимости. Это дисциплина — самайя. Одно помогает другому, дает вам силу для практики и не дает внешнему миру ворваться внутрь вас.

Конечно, не все, как монахи, посвящают всю свою жизнь практике. Но если у вас есть работа, различные активности в социуме, то у вас должно быть выделено время для практики. Я знаю одного бизнесмена в Индии. Он встает в 4 часа утра и в течение 4 часов занимается медитацией. Потом идет на работу, занимается бизнесом, после обеда проводит время с семьей, а с 8 часов вечера снова медитирует. И на сон оставляет 4 часа. Итого он медитирует 8 часов в день. Не всякий монах ведет такую практику:-).

Так что, все возможно организовать, если у человека есть желание и воля.

И другая очень важная вещь: мы есть то, чем мы себя осознаем. И еще важна преданность Гуру. Если вы понимаете, что вы ничто и что рядом с вами есть такая Сила, то очень скоро вы почувствуете, что вы изменились. Гуру — это не человек, это таттва (принцип). Он может быть проявлен через многие явления этого мира. И важно понимать, что вы сами ничего не делаете, вы лишь становитесь инструментом того знания, которое открыли Риши, которое передано вам Учителем. И тогда ваше эго падет. И произойдут изменения.

Также нельзя забывать о следовании принципам ямы и ниямы. Это важные принципы, которые помогают вам в практике, а вовсе не странные вещи, призванные осложнить жизнь:-) Не надо забывать основание аштанга йоги, ее первые ступени, ее фундамент.

И если вы будете помнить все это и воплощать в практике, то тогда придете к высшей ступени — к самадхи.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Диета йога

Новомодная диета - диета йогов

News image

Случайно столкнувшись с диетой йогов, и не предполагала, что она идеальна для обычного человека. Особенно дл...

Диета йоги

News image

Йога различает три основных качества (Гуны) — Тамас, Раджас и Саттва, — присущих материальному Миру. Вс...

Гуру

Учение Йоги Бхаджана: Сила Произнес

News image

Слова никогда не станут однообразными. Слова существуют в бесконечном начале каж - дого человека. При по...

Основы йоги

Йога - это из Индии

News image

  Прежде чем начинать заниматься, разумно узнать о йоге что-то большее, чем "йога - это из ...

Бихарская школа йоги

News image

Другим знаменитым учеником Свами Шивананды был Свами Сатьянанда Сарасвати (родился в 1923). После 12-летнего обучения у ...

Является ли йога открытым или закры

По своей сути, йога – это многогранное и объёмное учение, которое способствует познанию себя и ...

Леонард Орр «Йога Вечной Жизни»

News image

Тайны великих бессмертных йогов Индии настолько просты, что зачастую философы проходят мимо них. Вечная Сидхана Ши...

Школа Свами Шивананды

News image

Свами Шивананда (1887-1963), йогин, врач и духовный учитель религиозно-философской школы Адвайта Веданта, является основателем еще од...

Йога для тела, ума и души. Что прив

News image

В основном ученики приходят в йогу в поисках здоровья. Постепенно они выясняют, что здоровье тела во...

Йога Айенгара

News image

Другим направлением хахта йоги, которое так же популярно на Западе, является статическая йога Шри Б. К....

Йога: что делать и с чего начать?

News image

Йога: что делать и с чего начать?Причина болезни коренится в нашем сознании, вернее в нашем не...