Чакра (санскр. चक्र, cakra, букв. «круг», «колесо», «диск») в духовных практиках индуизма — центр силы и сознания, расположенный во внутренних телах человека. Считается, что в теле человека чакрам соответствуют различные нервные сплетения и железы, однако отсутствуют медицинские научные исследования, подтверждающие или опровергающие это. Чакры (или маховые колёса, регулирующие механизм тела) — это точки пересечения нади, по которым в теле человека протекает жизненная энергия (прана, ци).
Кроме индуизма понятие чакр используется в некоторых системах буддизма и особенно Тантры и йоги, во многих современных оккультных системах, а также специальные символические изображения (чакра-янтры).
Значение
Чакра в буквальном переводе с санскрита означает «круг», «колесо» или «диск». В контексте йогических практик часто это слово переводится как «вихрь», который отображает представление о чакрах как о вихрях психической (космической, жизненной) энергии — праны. В качестве синонима слова «чакра» употребляется слово «падма» (лотос).
Разные индийские источники указывают на разное общее количество чакр у человека, но традиционно из этого общего количества выделяются семь:
Муладхара (санскр. मूलाधार, mūlādhāra) — крестец, основание позвоночника. Красный. Свадхистхана (санскр. स्वाधिष्ठान, svādhiṣṭhāna) — точка на уровне половых органов. Оранжевый. Манипура (санскр. मणिपूर, maṇipūra) — солнечное сплетение. Жёлтый. Анахата (санскр. अनाहत, anāhata) — сердце. Зеленый. Вишуддха (санскр. विशुद्ध, viśuddha) — горло. Голубой. Аджна (санскр. आज्ञा, ājñā) — лоб, «третий глаз». Синий. Сахасрара (санскр. सहस्रार, sahasrāra) — верхушка головы. ФиолетовыйВ йогической традиции и ещё раньше в Упанишадах чакры связываются с системой нади (своего рода аналогом кровеносной системы, в которой циркулирует прана). Нади являются проводниками праны, тогда как чакры — центрами её концентрации и своеобразными «реле», процесс «открытия» или «очистка» которых сопровождает этапы духовного развития человека и телесного оздоровления. С чакрами тесно связана тантрическая концепция Кундалини, «пробуждение» и «подъем» которого по чакрам, от более низкой (Муладхары) к более высокой (Сахасраре) сопровождается радикальной духовной эволюцией.
Другие определения
В буддистской космологии существует понятие «чакра», отличающееся от общепринятой «энергетической» версии и связанное с очень широким символизмом, который в буддизме укладывается в идею колеса. Это, в частности, и «колесо закона» (дхарма-чакра), которое символизирует четыре истины Будды, «колесо жизни» (сансара-чакра), которая отображает цикличность процессов смерти и рождения, «колесо времени» (кала-чакра) и др.
В тибетской тантрической традиции рассматриваются пять чакр (отсутствует Сахасрара, Свадхистана и Манипура объединены в один центр), эти чакры активно используются в медитационной практике.
В так называемой «тантре левой руки» понятия чакры связано со специфическими ритуалами, которые выполняются в специальных группах, где члены группы размещаются вокруг определенного символа.
История
Упоминание о чакрах как о центрах для сосредоточения в духовных практиках или центрах концентрации психической энергии можно найти уже в поздних Упанишадах, в частности в Йога Таттва Упанишаде и Брахма Упанишаде, а также в некоторых Пуранах.
Достаточно детально и разнообразно концепция чакр была разработана в тантрических текстах и тесно совмещается с Кундалини и процессом её пробуждения. Впрочем, в этих текстах ещё нет устойчивости как о количестве чакр и их местонахождении, так и о соответствующем символизме.
Устоявшейся на сегодня на Западе можно считать концепцию из 6 (7) чакр, которая изложена в достаточно завершённом виде в текстах Шат-Чакра Нирупана и Падука Панчака, переведённых Дж. Вудрофом в книге «Змеиная сила», опубликованной под псевдонимом Артур Авалон.
Концепции, подобные системе чакр, можно найти также в других религиозных и терапевтических традициях. В частности, в китайской медицине, можно провести определенные аналогии с некоторыми активными центрами в акупунктуре. В суфизме есть схожая концепция шести тонких центров в теле человека (латаиф). В каббале с частями тела иногда ассоциируются сфирот.
Количество лепестков на 6 чакрах равно 50, качества и способности, которые несут эти лепестки, отождествляются с дочерями Дакши.
Славный мудрец Дакша родился из большого пальца правой ноги Брахмы, о хранитель земли, и стал его сыном, лучшим из тех, кто имеет сыновей. А из левого пальца родилась супруга того великого душой (Дакши). И этот отшельник произвел от неё пятьдесят дочерей (в сумме лепестков 6 чакр). Все эти дочери были безупречно сложены и имели лотосоподобного глаза (лепестки чакр). И Праджапати (Дакша), потерявший сыновей, сделал их своими путриками. И он согласно священному предписанию, отдал десять (из них) — Дхарме, двадцать семь — Чандре и тринадцать, о царь, — Кашьяпе. Услышь от меня о супругах Дхармы, названных по именам: Кирти, Лакшма и Дхрити, Медха, Пушти, Шраддха и Крия, Буддхи, Ладжа и Мати. Как пути к закону, двадцать семь супруг Сомы известны в мире. Супруги Сомы соблюдают священный обет и заняты управлением временем. Все они являются созвездиями и спутниками и располагаются в соответствии с движением миров.
АДИПАРВА книга I стр. 178.
Основные чакры
Ниже приведена сравнительная таблица основных чакр:
Чакра |
Основные функции |
Цвет |
Ассоциация со стихиями |
Муладхара |
инстинкт, выживание, безопасность, здоровье |
темно-коричневый, красный |
земля |
Свадхистхана |
эмоции, ceкcуальная энергия, жизнерадостность, спонтанность, желания, удовольствия |
оранжевый |
вода |
Манипура |
власть, контроль, свобода, карьера, уверенность, проницательность |
жёлтый |
огонь |
Анахата |
преданность, любовь, сострадание, эмпатия, радость |
зелёный, жёлтый |
воздух |
Вишуддха |
общение, самовыражение, творческий потенциал, гармония, внутренний голос правды |
голубой |
эфир |
Аджна |
интуиция, умственное функционирование, высший уровень осознания |
индиго |
свет |
Сахасрара |
подсоединение к космосу, полное освобождение |
фиолетовый; возможно, принимает на себя цвет доминирующей чакры |
непроявленная стихия — Пуруша — высшее сознание |
Муладхара
Муладхара (mūlādhāra, मूलाधार — от санскр. мула — корень, основа и адхара — фундамент, базис, опора) — первая красная чакра энергетического потенциала (кундалини), расположенная в области промежности рядом с половыми органами, точнее копчик. Считается, что из Муладхары отходят самые главные нади: Сушумна (проходящая через другие чакры), Ида и Пингала.
Символически обозначается в виде тёмно-красного лотоса с четырьмя лепестками и санскритскими буквами Вам, Шам, Ссам, Сам на них. В центре лотоса — желтый квадрат, эмблема элемента «земля», в который вписан треугольник с вершиной, направленной вниз, символ Кама-йони. В центре треугольника — лингам (сваямбхулингам, лингам как таковой, или дхумралингам — дымчатый лингам), который обвивает в три с половиной оборота спящий змей-Кундалини. Иногда здесь также изображают слона, как символ силы и прочности.
Внутри янтры можно видеть букву биджа (семенной)-мантра Лам.
Муладхара ассоциируется с инертным, суетным миром в его самых низких проявлениях (самосохранение и комфорт).
В физическом теле отвечает за регенеративные процессы и иммунную систему.
Органы: толстая кишка, мочевой пузырь, простата, матка, ноги.
Эндокринная система: почки, надпочечники.
Цвет: красный.
Кристаллы: рубин, гранат, обсидиан.
Свадхистхана
Свадхистхана (svādhiṣṭhāna, स्वाधिष्ठान) — от санскр. сва — «собственный» та адхистхана — «жильё». Буквально — «собственное жильё». Эту чакру также называют джаламандала («джала» — вода, и свадхистхану связывают с этой стихией) или медхрадхара (медхра — «пенис»).
Чакра находится ниже пупка на 4 пальца.
Свадхистхана-янтра изображается в виде лотоса с шестью лепестками светло-красного цвета. В лотос вписаны санскритские буквы Бам, Бхам, Мам, Йам, Рам и Лам. В середине лотоса — белый полумесяц, мистически сопоставленный с Варуной и стихией воды. Варуна изображается верхом на белом крокодиле Макара. Биджа (семенная)-мантра этой чакры — Вам. На некоторых янтрах можно видеть также бога Вишну в объятие со свирепой Чакини-Шакти.
Эта чакра ассоциируется с мотивами получения материальных удовольствий, таких как еда, ceкc, алкоголь и тому подобное. Тогда как на уровне муладхара-чакры человек обеспокоен своей безопасностью в мире, созданием элементарного комфорта существования, то на уровне свадхистхани мир и все вещи в нём рассматриваются ею как источник тех или других материальных удовольствий. Уровень свадхистхани также соотносят с активизацией самскар, подсознательных и несознательных желаний. В физическом теле отвечает за скорость обменных процессов и движение «жидкостей».
Органы: половые, чревное сплетение, аппендикс.
Эндокринная система: половые железы.
Цвет: оранжевый.
Кристаллы: сердолик, янтарь.
Манипура
Манипура (maṇipūra, मणिपूर — от санскр. мани — «драгоценность», и пур — «город») — пупочная чакра власти и богатства. Часто Манипуру располагают в области, в которой находится солнечное сплетение.
Манипура изображается в виде голубого или ярко-желтого лотоса с десятью лепестками. На лепестках санскритские буквы Дам, Дхам, Нам, Там, Тхам, Дам, Дхам, Нам, Пам, Пхам. В центре лотоса — красный треугольник со свастиками, в середине которого — красный Рудра на быке (или баране-Агни) вместе с Лакини-Шакти «чья грудь красна от крови, которая течет изо рта». Стихия, ассоциируемая с этой чакрой, — огонь. Биджа-мантра этой чакры — буква Рам.
На уровне духовной эволюции Манипура-чакры человека начинают интересовать такие вопросы, как смысл жизни, её место в общей схеме бытия. В тантрических традициях считается, что когда Кундалини достигает этой чакры, начинается настоящая духовная эволюция. В физическом теле отвечает за пищеварительную систему.
Органы: желудок, поджелудочная железа, желчный пузырь, печень.
Эндокринная система: поджелудочная железа и печень.
Цвет: желтый.
Кристаллы: янтарь, желтый турмалин, цитрин и топаз.
Анахата
Анахата (anāhata, अनाहत — санскр. «неприкосновенный» или «такой, который не испытал удара», а также «божественный звук») — сердечная чакра любви.
Анахата-чакра изображается в виде зелёного (или золотого) лотоса с двенадцатью лепестками и буквами на них: Кам, Кхам, Гам, Гхам, Нам, Чам, Чхам, Джам, Джхам, Джнам, Там, Тхам. В середине его — два перекрещенных треугольника. Треугольник с вершиной вверх символизирует духовный путь развития (Шиву), а треугольник с вершиной, которая направлена вниз, — путь материального упадка (Шакти). Перекрещенные треугольники символизируют «среднюю точку» духовного развития. В центре изображен сияющий баналингам. Над ним — Ишвара с красной Какини Шакти «в гирлянде из человеческих костей, чье сердце смягчается питьем нектара». Биджа-мантра Анахати — буква Йам. На рисунках часто можно видеть и белую антилопу, символ стихии этой чакры — воздух. В физическом теле отвечает за кровеносную систему.
Органы: сердце, легкие, система кровообращения.
Эндокринная система: тимус.
Цвет: зеленый.
Кристаллы: авантюрин, розовый кварц.
Вишуддха
Вишуддха (санскр. viśuddha, विशुद्ध — «очистку») — горловая чакра гармонии.
Чакра изображается в виде шестнадцатилепесткового лотоса с буквами Ам, Ам (с придыханием), Амх, Аам, Им, Иим, Ум, Уум, Рим, Риим, Лрим, Лриим, Эм, Аим, Ом, Аум
В центре лотоса — капля нектара, который стекает в вишуддхи из бинду. В капле написана биджа-мантра Хам. Под ней — Акаша в белых одеждах на белом слоне. Считается, что божественный нектар стекает к Вишуддхи-чакре с места, расположенного немного выше и названного Бинду (санскр. bindu, बिन्द). Этот символический нектар олицетворяет истину, сатчиананду, и образуется в Сахасраре.
Это центр, где Шива поглощает нектар и яд. Значит, что все эмоции, как хорошие, так и плохие, рассматриваются уже как проявления одного целого.
Лалана-чакра — это второстепенная чакра, тесно связанная с Бинду и Вишуддхи-чакрой. Она локализуется в позвоночнике на уровне основания языка. После того как нектар оставляет Бинду и перед тем как достичь Вишуддхи, он сохраняется в Лалана-чакры. В этой чакре нектар или становится ядом, или становится блаженством, в зависимости от того, насколько пробуждённые и активные Лалана - и Вишуддха-чакры.
Органы: гортань, щитовидная железа, голосовые связки, верхняя часть легких.
Эндокринная система: гортань, щитовидная железа.
Цвет: голубой.
Кристаллы: целестин, аквамарин, хризопраз.
Аджна (Третий глаз)
Аджна (санскр. ājnā, आज्ञा — букв. «приказ, команда») — межбровная чакра бесстрастия и сверхъестественных способностей (ясновидение, гипноз). В Аджна-чакре опять сходятся три главные нади — Сушумна, Ида и Пингала.
Эта чакра изображается в виде двухлепесткового лотоса, на одном из лепестков которого — Солнце, на другом — Луна, да ещё буквы хам и кшам, 49 и 50 в общем отсчете изображенных на лепестках всех 6 чакр вместе взятых, что составляет полный санскритский алфавит. В лотосе содержится белый треугольник вершиной книзу — символ ионе, а внутри треугольника — черный (по другим традициям белый) лингам — итаралингам («ещё один, отличный, другой»). Биджа-мантра этой чакры — Аум. Аджна связана с межбровным центром, который традиционно называют бхрумадхья (от бхру — брови и мадхья — центр) с помощью особенной нади, — маханади. Эти два центра чрезвычайно важны в медитативных практиках, и в принципе их можно считать одними целыми — «третьим глазом».
Пробуждение «третьего глаза» — Аджна-чакры — мотив чрезвычайно популярный в огромном количестве религиозных и психологических традиций, и соответствующие методики находят широкое отображение в соответствующей литературе. В частности, статуи Будды часто делают с драгоценным камнем в области межбровного центра. Этот центр так или иначе обозначен и у многих божеств индуизма (и не только) и мифических героев.
Аджна-чакру (и вообще «третий глаз» независимо от любого дополнительного символизма) очень часто связывают с шишковидной железой (эпифизом, пинеальной железой) — особенной железой размером с горошину (около 8 мм у человека), которая находится между большими полушариями мозга напротив места межбровного центра. Шишковидная железа имеет ганглиозную связь с сетчаткой. Согласно современным научным представлениям, она служит для выработки гормона мелатонин, участвующего в регуляции циркадных ритмов. Впрочем, разнообразные эзотерические практики предлагают разные методики «пробуждения шишковидной железы» как непосредственное условие к выявлению у человека чрезвычайных психических возможностей, в первую очередь, ясновидения. В физическом теле отвечает за нервную систему.
Органы: вегетативная нервная система, глаза, нос, позвоночник.
Эндокринная система: гипофиз.
Цвет: синий или индиго.
Кристаллы: флюорит, индиговый турмалин.
Сахасрара
Сахасрара (санскр. sahasrāra, सहस्रार) — букв. «тысяча». Как уже было сказано раньше, Сахасрара не считается чакрой, а является высшей сущностью, которая в определённом смысле включает все другие чакры. Она изображается в виде лотоса с тысячей лепестков, на которых — все возможные артикуляции санскритского алфавита из 50 букв (50 × 20), хотя, вероятно, это лишь метафора для обозначения в действительности бесконечного количества её лепестков. Внутри лотоса изображают полную Луну, которая заключает в себе треугольник. Символично здесь достигается полное слияние Шивы и Шакти, конечная цель духовной эволюции, здесь Кундалини заканчивает свой путь, пройдя сквозь все шесть чакр, согласно некоторым комментариям, здесь находится Нирвана, и кто познает полностью Сахасрару, тот не вернётся больше в колесо Сансары, достигнет освобождения.
Существуют также разногласия в трактовках Сахасрары. Согласно общепринятой версии, Сахасрара активизируется, когда достигают своего максимума остальные шесть чакр. В этом случае она чаще всего символизируется белым цветом, содержащим в себе все цвета спектра, а основной функцией выступает единение с высшим сознанием. Однако есть мнение, согласно которому Сахасрара-чакра может развиваться независимо от остальных, и ее раскрытие усиливает некие способности к власти и созиданию. Предполагается, что величайшие пророки — Будда, Конфуций, Христос, Магомет, и величайшие политики — от Цезаря до Наполеона, а также, Мао и такие злодеи, как Гитлер, Цинь Ши-Хуан, Ленин — все имели сильнейшую Сахасрару, которая позволяла им управлять колоссальными народными массами или определять культурный путь народов на сотни и тысячи лет. Также предполагается связь этой чакры с гипоталамусом посредством шишковидной железы. В контексте этой трактовки — Сахасрару чаще символизирует фиолетовый цвет, тем самым сдвигая Аджна-чакру на синий, а Вишуддху на голубой сектор спектра.
Эндокринная система: эпифиз.
Цвет: белый или фиолетовый.
Кристаллы: прозрачный кварц.
Другие чакры
Некоторые источники вспоминают и о других, «второстепенных» чакрах. Среди важнейших из них следует вспомнить как Лалана-чакру и Бинду, так и, например, Манас-чакру и Сома-чакру, которые помещаются возле Аджна-чакры, Йоништхану, которая находится близ Муладхары и др.
Также рассматривают еще пять так называемых «непроявленных» чакр, не имеющих своего местоположения в физическом теле человека (и животных) и находящихся «выше» Сахасрары по уровню своего духовного развития. Они являются центрами, объединяющими в себе Сознание Земли (и всех ее обитателей), Сознания всех планет Солнечной системы (включая Сознание Солнца) и т. д. У них нет определенных названий на санскрите, поэтому их различают по специальным «Космическим кодам», однозначно определяющим их назначение и структуру составляющих их энергий.
Отдельные школы медитации и тантры, древние и современные, могут рассматривать свои системы чакр, включая в неё малые центры, иногда их количество доходит до десятков.