Тема о поднятии кундалини весьма противоречива. Составляя книгу о йоге, человек естественно будет затрагивать эту тему. Это происходит потому что кундалини является центральным аспектом в йоге. Хатха йога позволяет адепту пробудить эту божественную энергию, находящуюся в теле каждого, и поднимать её в грубой форме. Тогда как раджа йога, посредством заключительных трёх анг, имеет отношение к трансформации кундалини в её тонкую форму. Если человек пишет книгу, не затрагивая или не раскрывая тему о кундалини, его книга о йоге, по большому счёту, лишена сути. Любые асаны, пранаяма, или другие анги йоги, являются не полноценными, если кундалини не пробуждена. Более того, йоги утверждают, что, выполняя йоговские техники, будь то физические упражнения или упражнения на концентрацию, человек имитирует действия тех, кто пробудил эту божественную энергию тела.
Объективность процесса йоги
... процесс йоги научен в прямом смысле слова. Это значит, что он отражает объективную реальность на разных ступенях прогресса. Наука о йоге начинается с момента посвящения в высшую форму йоги. Весьма очевидные результаты человек наблюдает в себе после пробуждения кундалини. Однако практика показывает, что до уровня пробуждения кундалини доходят единицы из тысяч и тысяч людей, практикующих йогу. И даже большинство людей, пишущих книги на данные темы, далеко не осознают всей глубины выражения пробуждение кундалини и сложность процесса, имеющего отношение к поднятию и трансформации кундалини из её грубой формы в тонкую. Научность процесса йоги определяется объективными трансформациями, происходящими на уровне физического тела и нервно-эндокринной системы в целом. Эти трансформации называются мудрами и бандхами. Бандхи также включены в категорию мудр. Любые описания этих мудр в йога шастрах приводятся в краткой форме. Поэтому они понимаются теми, кто, совершая ежедневную садхану, уже стал испытывать определённые трансформации в теле, в процессе реальной йоги.
Кхечари мудра
Существует десять основных мудр, которые развиваются в определённой последовательности, и являются неотъемлемыми составляющими процесса пробуждения и поднятия кундалини. Эти мудры начинают проявляться тогда, когда токи праны, которые обычно текут вниз и наружу меняют своё направление, начиная течь внутрь и вверх по сушумне. Кхечари мудра, которая более подробно будет рассмотрена в этом материале, является пятой, следуя за:
– мулабандха мудра
– уддиянабандха мудра
– джаландхарабандха мудра
– mdash; шактичалана мудра
– кхечари мудра
Кхечари мудре также предшествует три процесса:
– джхивана крийа
– долана крийа
– набхо мудра
Спонтанные движения языка, которые вызывают разрыв сухожилия, находящегося под языком, называются джхивана крией. Начальный разрыв производиться тогда, когда язык вытягивается до пределов вперед, совершая движения из стороны в сторону по ряду нижних зубов. Следует ещё раз напомнить, что эти движения происходят без волевого акта. Когда эти движения начинаются, появляется соблазн помочь процессу. Если йог принимает решение ускорить или помочь естественному процессу, происходит катастрофа . Йог нарушает естественные процессы, которые не позволят языку осуществить необходимые действия на дальнейших этапах.
На последующих этапах пальцы помогут расширить первоначальный надрез (опять же без волевого усилия). Как подобная операция может проходить без вовлечения воли со стороны пациента для многих остаётся загадкой. Для прояснения данного вопроса можно привести пример из невропатологии. Существует определённый вид нарушений системы, называемый навязчивым неврозом. Имея такой вид нарушений, человек ощущает сильный импульс сковырнуть, надавить или почесать определённый участок тела. Такое побуждение порождается состоянием внутреннего напряжения, которое высвобождается импульсивным действием. Нечто похожее происходит во время медитации, когда человек предаётся шакти. Очевидное отличие этого процесса от заболевания в том, что действия в йоге могут контролироваться волей йогина на любом этапе, и эти процессы лишены импульсивности по окончании медитации. Удивительно, что ощущения боли воспринимаются как облегчение во время подрезания сухожилия, как освобождение от непонятно-странного зуда. По окончании медитации нет чувства облегчения; напротив, может быть даже чувство неудобства и ощущение боли.
Набхо мудра происходит тогда, когда язык скручивается к основанию рта. Эта второстепенная мудра может также происходить как часть других процессов, однако в данной мудре это происходит с целью расширения первоначального разреза сухожилия под языком.
Когда джхивана крийа высвобождает язык от сухожилия, начинается долана крийа: удлинение и усиление языка до невероятных размеров. Под управлением праны, это происходит таким образом, что мышцы, ткани и сухожилия не повреждаются, сохраняя свою силу по мере вытягивания. Если человек пытается вытянуть язык волевым усилием, эти соединительные ткани повреждаются. Если язык был повреждён в результате волевых усилий, язык никогда не сможет завершить кхечари мудру.
Кхечари мудра начинается тогда, когда трансформированный язык скручивается назад как в набхо мудре, но сейчас он может скользить дальше за мягкий горловой язычок. На этом этапе язык находит соединение позвоночника с основанием черепа. Это соединение в йогакундалини упанишад называется воротами Брахмы , и также говориться, что даже Девы (полубоги) неспособны раскрыть их. В других йоговских первоисточниках это место соединения позвоночника с основанием черепа называется десятыми вратами .
Далее происходит то, что удлинённый и усиленный язык начинает оказывать невероятно сильное давление на это соединение, пробивая его в буквальном смысле слова. Когда это происходит, язык способен проникнуть внутрь черепной полости, оказывая непосредственное давление на нервные окончания головного мозга.
По окончании кхечари мудры, следует процесс, называемый меланой или майтхуна . Эти процессы кхлечари мудры, майтхуны, также как и шактичалана мудра (способ поднятия пробудившейся кундалини) - большие секреты йоги. Язык описывается в метафоре словом линга (мужской орган), тогда как черепная полость описывается словом йони (интимные женские органы).
Однако это даже нечто большее, чем простая метафора. Зигмунд Фрейд предполагал, что рефлекс сосания новорожденного является проявлением эротического действия, которое, с развитием тела опускается в гениталии. Есть определённая истина в его утверждении, поскольку существует энергетический канал, нади, соединяющий язык с центром свадхиштхана, т.е. центром ceкcа. Половая энергия может выражаться через язык из-за связи с гениталиями. Это становиться очевидным для человека по мере прогресса в кхечари мудре, когда язык начинает производить сильные движения, сначала пробивая перегородку в основании черепа, а в последствии оказывая непосредственное давление на нервные окончания. По мере прогресса йогина в кхечари мудре возникает страх и ощущение боли. Однако этот процесс, в тоже время, настолько приятно сладок, что даёт энтузиазм йогу продолжать дальше.
Один из людей, закончивший кхечари мудру, описывает, что плоть мягкого нёба приобретает форму закрывающей мышцы. Эта мышца прикрывает вход в полость черепной полости каждый раз, когда язык выходит из кхечари мудры.
Раджарши муни также объясняет, как язык нажимает на то, что он называет нервным узлом , с последующей изоляцией от внешнего мира. Учитывая приблизительное место (у основания черепа), можно предположить, что это сетчатая активизирующая система, через которую проходит любая информация от чувств в черепную коробку к мозговым центрам. Эта заключительная и полная ступень пратьяхары, в рамках которой происходит совершенная чувственная изоляция. Полная форма дхьяны и самадхи, с сопутствующими последствиями, описанными в шастрах, полностью зависят от завершения процесса кхечари мудры в его спонтанной форме (т.е. под управлением праны).
Следует заметить, что действие кхечари мудры на шишковидную и гипофизарную железы оказывает большой эффект - на этом этапе происходит своего рода переворот тока половой энергии. Это является достаточно существенной частью процесса урдхваретус (т.е. когда семя начинает свое движение вверх). Также необходимо отметить, что ощущение нектара или сладости имеет нечто общее с этим процессом урдхваретус. Люди, осуществившие кхечари мудру с волевыми усилиями думают, что ощущение нектара или сладости значит ощущение вкуса слизи в области носа. Это не следует путать с описанием ощущения нектара в йоговских первоисточниках!
Появления отклонений в йоге
Писания, имеющие отношение к развитию процесса йоги, часто используют метафоры. При описании кхечари мудры, а также процессов, вовлечённых в эту трансформацию, йога шастры используют метафоры ceкcа. Это, однако, имеет определённые негативные последствия. Читая их люди, не имеющие представление того, что описывают эти метафоры, ошибочно воспринимают это за описание модифицированного, или ритуального полового акта. Эксперименты, основанные на этом недопонимании, позволили человеку приобрести более острый опыт ceкcа. Любопытные состояния сознания, доступные в этих экспериментах, ошибочно воспринимались за пробуждение кундалини, самадхи и т.п. В последствии развились системы тантра йоги, которые также известны как тантра ceкcа, тантрическая ceкcуальная йога. Эти системы, по очевидным причинам, стали более популярными в сравнении со школами, понимающими и практикующими брахмачарью.
Первоисточники (йога-шастры)
Наука йоги представлена в произведениях, которые называются йога-шастрами.
Шастра в переводе с санскрита значит священное писание.
* Список йога-шастр: Бхагавад Гита
* Йога-сутры Патанджали
* Шива Самхита
* Гхерандха Самхита
* Хатха Йога Прадипика Атмарам
* Горакша Сатакам
* Йога Васиштха
* Упанишады, Пураны и Тантры
Источники знания о йоге, перечисленные выше, являются основой методологии йоги. Йога-сутры Патанджали, вместе с написанными на эти сутры комментариями, называется йога-даршаном . Данный курс основан на йоговских первоисточниках, на специфичных объяснениях этих первоисточников тех, кто прошел в высшие формы йоговского опыта, а также на личном опыте, не противоречащим двум предыдущим.