Как подчеркивают ламы, в природе все вещи влияют друг на друга, и в человеке присутствуют постоянно действующие природные стихии, силы, страсти и психические составляющие, как и в невидимых нечеловеческих существах, посредством которых последние оказывают на человека неосознаваемое им влияние и вызывают болезни и несчастья. Практическая цель всех обрядов для изгнания духов - устранить дисгармонию в природе и человеке, его теле и душе, вызванную враждебными влияниями, независимо от их происхождения. Поэтому во все исторические эпохи духам делали приношения, чтобы снискать их благосклонность и побудить их к гармоничному взаимодействию с человеком, а злых духов, не поддающихся умилостивлению таким путем, изгонять, как это практикуется и теперь во всех странах и всеми главными христианскими церквами.
Сам Основатель христианства также признавал, что злые духи одержания могут вызывать болезнь и сумасшествие у людей
Буддийские монахи Цейлона, под наблюдением и, следовательно, с разрешения которых совершается церемония Бали, придерживаются похожего учения. И сама церемония Бали более тесно связана с астрологией, чем тибетская мистерия. Ее исцеляющее болезни действие зависит от помощи вызываемых богов, связанных с девятью планетами.
Поскольку мистерия, как и некоторые части обряда Чёд, более подробно описанные во втором манускрипте, являются, как мы видим, в основе своей ритуалом для изгнания демонов и сил зла, приводящим к исцелению от болезней как индивидуального человека, так и всего народа, немаловажно в этой связи рассмотреть, как трактуется болезнь в ламаизме. Ламы считают, что существуют три главные причины болезни - нарушение равновесия в функционировании нервной системы, отделении желчи и циркуляции флегмы, или флюидов (жизненных сил, особенность распределения которых в организме образует различные темпераменты). Ламы также утверждают, что воздействия извне, исходящие от духовных сущностей, в особенности в связи с влияниями планет и других астрологических факторов, могут быть благоприятными или вредоносными для человека, животного, урожая, а также для целого народа, потому что все чувствующие существа, как и звезды, планеты, Солнце и Луна, взаимосвязаны и в сущности представляют собой неделимое целое.
Следовательно, то, что влияет на индивидуума, влияет и на общество.
Среди различных учений, представленных в этом томе, Чёд, несомненно, наиболее тибетский по характеру. И хотя он был трансформирован ранним ламаизмом, как свидетельствуют два наших текста, его добудцийское происхождение не вызывает сомнений. Антропологическое исследование наводит на мысль о том, что в отношении жертвоприношений и изгнания духов его истоками, по-видимому, были анимистические культы, более древние, чем религия бон, из которой ламы заимствовали этот ритуал. В целях большей ясности мы рассмотрим с некоторыми подробностями очень похожий ритуал, связанный с тибетской мистерией, который также ламаизм перенял у бонпа
Как тибетская мистерия, которую мы будем в этой связи здесь описывать, ритуал Чёд есть в первую очередь мистическая драма, разыгрываемая одним актером, которому помогают многочисленные духи, визуализируемые или воображаемые как явившиеся в ответ на его магические вызывания. Ее сцена - какая-нибудь дикая, наводящая страх местность, обычно окруженная неприступными снежными твердынями Тибетских Гималаев высотой от двенадцати до пятнадцати или более тысяч футов над уровнем моря. Нередко выбирают место, где расчленяют трупы и отдают их на съедение волкам и грифам. В расположенных на меньшей высоте Бутане и Сиккиме действо может быть разыграно в лесной чаще
|