Начинающие часто испытывают во время медитации подавленность, вызванную влиянием прошлых санскар, астральных сущностей, злых духов, дурного общества, плохой погоды, несварения желудка или переедания. Эту болезнь нужно исцелять, устраняя ее глубинную причину. Не поддавайтесь депрессии. Немедленно отправляйтесь погулять, выходите на воздух. Пойте священные песни, в течение часа громко повторяйте ОМ. Прогуляйтесь вдоль берега моря или реки. Если умеете, поиграйте на каком-нибудь музыкальном инструменте. Настройтесь на веселый лад, найдите повод посмеяться. Если нужно, примите слабительное или ветрогонное.
Проделайте несколько кумбхак и ситали. Выпейте чашечку апельсинового сока, горячего чая или кофе. Прочтите воодушевляющие фрагменты из «Гиты» или упанишад.
С приходом подавленности разум начинает бунтовать. Индрийи вводят в заблуждение. Человека терзают прежде скрытые, но хлынувшие на поверхность васаны. Разум возбуждается от переполняющих его чувственных мыслей. Будьте отважны, не уступайте! Открыто встречайте эти преходящие потрясения. Сохраняйте спокойствие. Не отождествляйте себя с этими преградами. Увеличивайте продолжительность джапы и медитации. Укрепляйте вайрагью и различение. Усердно молитесь. Питайтесь только молоком и фруктами. Все помехи рассеются, как тучи, и тогда вы воссияете во всем своем великолепии, добьетесь блестящих успехов. В душе, речи и поступках наступят заметные перемены.
4. Сомнения (Самсайя)
Порой ученик начинает сомневаться в существовании Бога, в возможности Богоосознания и правильности занятий. Недостаток веры — опасное препятствие на духовном пути. Из-за одолевающих его сомнений ученик ослабляет свои усилия. Майя очень сильна и загадочна. Она сбивает нас с пути силой сомнений и забывчивости. Разум — это майя. Он обманывает нас сомнениями. Иногда ученики окончательно бросают садхану. Это серьезная ошибка. Когда ученика одолевают сомнения, он должен немедленно отправиться к Махатмам и некоторое время оставаться с ними, в сфере влияния их токов. Пусть он рассеивает сомнения, беседуя с великими душами. Как правило, ученики начинают садхану, надеясь очень быстро обрести различные сиддхи. Отсутствие быстрых успехов удручает, и ученик прекращает занятия. Причина неудач почти всегда кроется в этом. Ученик полагает, что кундалини проснется уже через каких-то полгода, после чего он обретет дар ясновидения, чтения мыслей, левитации и так далее. Он предается самым фантастическим и причудливым мечтам.
В разуме есть самые разные загрязнения. Чтобы очистить ум, сделать мышление сосредоточенным, требуется долгое время. Концентрации добиваются занятиями в течение нескольких жизней. Это самое трудное на свете умение. Не стоит падать духом, если первые месяцы и годы не приносят огромных успехов. Даже непродолжительные занятия приносят свои плоды. Ничто не проходит бесследно. Это непреложный закон природы. Ученики не замечают крошечных улучшений, вызванных непродолжительной практикой, так как еще не обладают утонченным, очищенным высшим разумом. Деятельно развивайте добродетели: вайрагью, терпение и настойчивость. Нужно непоколебимо верить в существование Бога и действенность духовной практики. Выработайте у себя твердую решимость: «Я осознаю Бога уже в этом воплощении, быть может, в следующее мгновение. Я сделаю это или умру».
Сомнения бывают трех видов: самсайя-бхавана (неуверенность), асамбхавана (отсутствие веры в себя) и випарита-бхавана (ложное представление о том, что личность — это тело, а мир — подлинная действительность). От самсайя-бхаваны избавляет шравана (слушание священных писаний). От асамбхаваны избавляет манана (размышление). От випарита-бхаваны избавляют нидидхьясана (медитация) и сакшаткара (прямое восприятие).
Сомнение, неуверенность — большая преграда на пути Самооеознания. Это препятствует духовному развитию. От сомнений нужно избавляться с помощью сатсанги, изучения религиозных книг, вичары и логических умозаключений. Сомнения вновь и вновь возникают в голове ученика, пытаясь сбить его с пути. Их следует окончательно уничтожить силой убежденности и твердой, непоколебимой веры, опирающейся на логические доводы.
Сомнение — страшный враг. Оно приводит разум в смятение. Избавляйтесь от соммений путем вичары и джняны.
Не обращайте внимания на сомнения. Им не будет конца. Очищайте свое сердце. Старательно очищайте разум джапой и медитацией. Медитируйте регулярно, и все сомнения таинственным образом рассеются сами собой. Величайший учитель, Внутренний Правитель всегда с нами. Он озарит наш путь и избавит от неуверенности.