1000hp.ru

...твоя йога




Соматосенсорные воздействия асан

При исполнении асан (за исключением шавасаны) происходит экстремальное воздействие на соматосенсорные и висцеральные рецепторы. Предельные положения суставов до упора для целого ряда проприорецепторов являются адекватными раздражителями с максимальной амплитудой. Равным образом растяжение внутренностей, а также их связок, капсул и оболочек, вызванные предельными наклонами или изгибами туловища и, соответственно, изменения давления в полостях тела, являются раздражителями для различных висцерорецепторов.

В мышцах располагаются мышечные веретена - чувствительные нервные окончания, которые получают адекватное раздражение от растяжения данной мышцы; частота разрядки афферентного возбуждения нервных окончаний, между прочим, линейно зависит от степени растяжения и тем самым от длины мышцы. При предельно растянутых мышцах во время асан в них возникает максимальная разрядка афферентного возбуждения. При том, что известны многие детали о воздействиях такого рода информации, передающейся по афферентным путям, на тонический (ответственный за тонус мышц) собственный рефлекс и о переключении афферентного возбуждения в спинном мозге и мозжечке (см. Küchler 1983), в то же время вклад мышечных веретен в восприятие состояния мышц и суставов (в смысле силы и положения) представляется спорным.
На границе между мышцей и сухожилием находятся нервные окончания сухожилий - тельца Гольджи, которые, поскольку они лежат сразу за мышечными волокнами, возбуждаются пропорционально механическому напряжению мышцы. Это механическое напряжение может быть вызвано сокращением мыщцы или ее растяжением, т.о. эти рецепторы также подвергаются при асанах адекватному раздражению сильными растяжениями.
В суставах, суставных сумках и связках располагается еще ряд различных суставных рецепторов (окончания Руффини, тельца Гольджи, пластинчатые тельца Пачини и голые окончания), которые замеряют состояние сустава (в смысле пространственного расположения). При этом определенным диапазонам сгибания сустава жестко соответствуют определенные рецепторы, так что каждое афферентное возбуждение, идущее от них, при некотором определенном угле имеет свой максимум разрядки (Skoglund 1973)


Экстремальные положения суставов при практике асан тем самым ведут к сильному возбуждению тех рецепторов, которые в обычных условиях или совсем не задействованы, или мало активны, с последующей репрезентацией этого возбуждения на кортикальном уровне.
Разумеется, при асанах довольно велика нагрузка также и на рецепторы кожи; многие рецепторы давления, осязания, терморецепторы при известных условиях подвергаются очень сильному раздражению (у начинающих это может привести даже к болям, которые вынудят прервать занятия).

Из висцерорецепторов можно указать, к примеру, на медленно адаптирующиеся механорецепторы стенки желудка и брыжейки, голые нервные окончания, располагающиеся параллельно и последовательно гладкой мускулатуре стенки кишечника, быстро адаптирующиеся брыжеечные тельца Паччини, рецепторы слизистой оболочки уретры и т.д. (подробнее см. Leek 1972)

Все эти рецепторы несут информацию о состоянии внутренностей, например, об ощущении полноты желудка, кровенаполнении печени, взаиморасположении внутренних органов и т.п. Обычно мы воспринимаем только расстройства в состоянии внутренностей как нежелательные общие ощущения; с помощью хатха-йоги, по-видимому, возможно сделать осознанными большее количество ощущений, различать их и тем самым улавливать малейшие нарушения. Восприятие ощущений в органах существенно повышается при практике крий (см.гл.2). Механическое раздражение слизистых оболочек, произвольное наполнение и опустошение желудочно-кишечного тракта и мочевого пузыря также означают интенсивную стимуляцию вышеупомянутых сенсорных систем.
Нет необходимости здесь выяснять в деталях, при какой асане какой рецептор и сколь сильному раздражению подвергается. С одной стороны, это пока невозможно потвердить никакими измерениями афферентной импульсации, а с другой стороны, исходя из техники исполнения асан, это и так понятно, и какой-либо более подробный анализ представляется излишним. Можно исходить из того, что при выполнении обычной программы хатха-йоги, как, скажем, серии асан Ришикеша (Van Lysebeth 1975), каждый сустав по крайней мере один раз будет задействован во всех направлениях и, тем самым, вся в целом проприоцептивная чувствительность «проигрывается» хотя бы один раз. Отсюда можно вывести три важных следствия.
На уровне сегментов спинного мозга висцеральные и кожные афферентные пути конвергентно переключены в заднем роге, что ведет к общим сенсорным эффектам в рамках зон Захарьина-Геда, которые известны как висцеромоторные рефлексы (напр., защитное напряжение мыщц, охранительная поза) или кожно-висцеральные рефлексы. Эти рефлексы рассматриваются как основные посредники физиотерапевтического массажа рефлексогенных зон. Они могут быть задействованы равным образом как хатха-йогой, так и рефлексогенным массажем. Dostálek и Lepicovská (1982) видят смысл упражнений хатха-йоги помимо прочего и в том, что систематическая стимуляция рефлекторных зон ведет к габитуации (привыканию), т.е. к снижению реактивности организма на постоянный раздражитель (см. рис.3).
Большое количество поступающей в ствол мозга через коллатерали афферентной информации идет к неспецифическим системам ретикулярной формации, что в смысле «реакции пробуждения» (активации) может в решающей степени способствовать повышению бодрости. Для случая бандх и некоторых пранаям это было доказано посредством анализа электроэнцефалограмм (ЭЭГ); экспериментальные данные в виде ЭЭГ для асан еще предстоит получить. Roldan и др. (1983) нашли типичный образец ЭЭГ при наули и агнисаре, состоящей из двухфазных параксизмально острых волн (600 мкВ, 12-22 Гц) в затылочном и теменно-затылочном отведениях, и еще так называемый Chi-ритм (50-300 мкВ, 11-17 Гц), который не блокируется движениями испытуемого. Авторы истолковывают эту ЭЭГ как следствие висцеральной стимуляции. По-видимому, именно в этом состоит причина возникающего после практики асан субъективного чувства свежести, и, соответственно, повышенного уровня бодрствования.
Часть афферентного потока соматосенсорной информации может привести к высокой активности нейронов в соответствующих отделах мозга. Ввиду того, что асаны выполняются сознательно и сосредоточенно, то можно ожидать несколько более интенсивного запечатления следов соматической памяти, а это должно было бы привести к формированию более точного и более объемного кортикального представительства афферентной информации. Тем самым, благодаря исчерпанию всех каналов восприятия и более тонкой градации воспринимаемого, в распоряжении практикующего оказывается большее количество поступающей от тела информации. Вместе с одновременным сознательным контролем над моторикой посредством сосредоточенного расслабления (см.ниже) такое более интенсивное восприятие способствует большей осознанности телесных ощущений (схема тонкого тела).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Диета йога

Новомодная диета - диета йогов

News image

Случайно столкнувшись с диетой йогов, и не предполагала, что она идеальна для обычного человека. Особенно дл...

Диета йоги

News image

Йога различает три основных качества (Гуны) — Тамас, Раджас и Саттва, — присущих материальному Миру. Вс...

Гуру

Гуру — необходимость или нет — не с

News image

Необходим гуру или нет — это не столь важно; проблема в том, почему мы хотим гу...

Основы йоги

Не отступи ни на йогу

News image

Еще лет двадцать назад йога считалась чем-то таинственным и непостижимым. Йог, думали мы, это человек, ст...

На что способны йоги

News image

Йога – это наука самосовершенствования, целью которой является достижение состояния блаженства единения с божественным источником ми...

Шарлатаны от «йоги»

News image

Вопрос: Свами Муктананда учит, что я Бог, но забыл об этом, и что если я бу...

ЦЕЛИ, АСПЕКТЫ И ШКОЛЫ ЙОГИ

News image

Слово Йога в переводе с Санскритского языка означает союз, соединение, связь, единение, га...

Что такое Йога?

News image

Истинная Йога — это союз индивидуальной самости (дживатма) с высшей Самостью (Параматма). В соответствии с тр...

Школа Свами Шивананды

News image

Свами Шивананда (1887-1963), йогин, врач и духовный учитель религиозно-философской школы Адвайта Веданта, является основателем еще од...

В моде – йога для собак

News image

Совместные занятия хозяев вместе с питомцами становятся все более популярными в США, Японии и Великобритании. Дога – ...

Йога

News image

Поклоняюсь Шри Адинатхе (Шиве), обучившему науке Хатха йоги – лестнице, ведущей к достижению вершин Раджа йо...