1000hp.ru

...твоя йога



Соматосенсорные воздействия асан

При исполнении асан (за исключением шавасаны) происходит экстремальное воздействие на соматосенсорные и висцеральные рецепторы. Предельные положения суставов до упора для целого ряда проприорецепторов являются адекватными раздражителями с максимальной амплитудой. Равным образом растяжение внутренностей, а также их связок, капсул и оболочек, вызванные предельными наклонами или изгибами туловища и, соответственно, изменения давления в полостях тела, являются раздражителями для различных висцерорецепторов.

В мышцах располагаются мышечные веретена - чувствительные нервные окончания, которые получают адекватное раздражение от растяжения данной мышцы; частота разрядки афферентного возбуждения нервных окончаний, между прочим, линейно зависит от степени растяжения и тем самым от длины мышцы. При предельно растянутых мышцах во время асан в них возникает максимальная разрядка афферентного возбуждения. При том, что известны многие детали о воздействиях такого рода информации, передающейся по афферентным путям, на тонический (ответственный за тонус мышц) собственный рефлекс и о переключении афферентного возбуждения в спинном мозге и мозжечке (см. Küchler 1983), в то же время вклад мышечных веретен в восприятие состояния мышц и суставов (в смысле силы и положения) представляется спорным.
На границе между мышцей и сухожилием находятся нервные окончания сухожилий - тельца Гольджи, которые, поскольку они лежат сразу за мышечными волокнами, возбуждаются пропорционально механическому напряжению мышцы. Это механическое напряжение может быть вызвано сокращением мыщцы или ее растяжением, т.о. эти рецепторы также подвергаются при асанах адекватному раздражению сильными растяжениями.
В суставах, суставных сумках и связках располагается еще ряд различных суставных рецепторов (окончания Руффини, тельца Гольджи, пластинчатые тельца Пачини и голые окончания), которые замеряют состояние сустава (в смысле пространственного расположения). При этом определенным диапазонам сгибания сустава жестко соответствуют определенные рецепторы, так что каждое афферентное возбуждение, идущее от них, при некотором определенном угле имеет свой максимум разрядки (Skoglund 1973)


Экстремальные положения суставов при практике асан тем самым ведут к сильному возбуждению тех рецепторов, которые в обычных условиях или совсем не задействованы, или мало активны, с последующей репрезентацией этого возбуждения на кортикальном уровне.
Разумеется, при асанах довольно велика нагрузка также и на рецепторы кожи; многие рецепторы давления, осязания, терморецепторы при известных условиях подвергаются очень сильному раздражению (у начинающих это может привести даже к болям, которые вынудят прервать занятия).

Из висцерорецепторов можно указать, к примеру, на медленно адаптирующиеся механорецепторы стенки желудка и брыжейки, голые нервные окончания, располагающиеся параллельно и последовательно гладкой мускулатуре стенки кишечника, быстро адаптирующиеся брыжеечные тельца Паччини, рецепторы слизистой оболочки уретры и т.д. (подробнее см. Leek 1972)

Все эти рецепторы несут информацию о состоянии внутренностей, например, об ощущении полноты желудка, кровенаполнении печени, взаиморасположении внутренних органов и т.п. Обычно мы воспринимаем только расстройства в состоянии внутренностей как нежелательные общие ощущения; с помощью хатха-йоги, по-видимому, возможно сделать осознанными большее количество ощущений, различать их и тем самым улавливать малейшие нарушения. Восприятие ощущений в органах существенно повышается при практике крий (см.гл.2). Механическое раздражение слизистых оболочек, произвольное наполнение и опустошение желудочно-кишечного тракта и мочевого пузыря также означают интенсивную стимуляцию вышеупомянутых сенсорных систем.
Нет необходимости здесь выяснять в деталях, при какой асане какой рецептор и сколь сильному раздражению подвергается. С одной стороны, это пока невозможно потвердить никакими измерениями афферентной импульсации, а с другой стороны, исходя из техники исполнения асан, это и так понятно, и какой-либо более подробный анализ представляется излишним. Можно исходить из того, что при выполнении обычной программы хатха-йоги, как, скажем, серии асан Ришикеша (Van Lysebeth 1975), каждый сустав по крайней мере один раз будет задействован во всех направлениях и, тем самым, вся в целом проприоцептивная чувствительность «проигрывается» хотя бы один раз. Отсюда можно вывести три важных следствия.
На уровне сегментов спинного мозга висцеральные и кожные афферентные пути конвергентно переключены в заднем роге, что ведет к общим сенсорным эффектам в рамках зон Захарьина-Геда, которые известны как висцеромоторные рефлексы (напр., защитное напряжение мыщц, охранительная поза) или кожно-висцеральные рефлексы. Эти рефлексы рассматриваются как основные посредники физиотерапевтического массажа рефлексогенных зон. Они могут быть задействованы равным образом как хатха-йогой, так и рефлексогенным массажем. Dostálek и Lepicovská (1982) видят смысл упражнений хатха-йоги помимо прочего и в том, что систематическая стимуляция рефлекторных зон ведет к габитуации (привыканию), т.е. к снижению реактивности организма на постоянный раздражитель (см. рис.3).
Большое количество поступающей в ствол мозга через коллатерали афферентной информации идет к неспецифическим системам ретикулярной формации, что в смысле «реакции пробуждения» (активации) может в решающей степени способствовать повышению бодрости. Для случая бандх и некоторых пранаям это было доказано посредством анализа электроэнцефалограмм (ЭЭГ); экспериментальные данные в виде ЭЭГ для асан еще предстоит получить. Roldan и др. (1983) нашли типичный образец ЭЭГ при наули и агнисаре, состоящей из двухфазных параксизмально острых волн (600 мкВ, 12-22 Гц) в затылочном и теменно-затылочном отведениях, и еще так называемый Chi-ритм (50-300 мкВ, 11-17 Гц), который не блокируется движениями испытуемого. Авторы истолковывают эту ЭЭГ как следствие висцеральной стимуляции. По-видимому, именно в этом состоит причина возникающего после практики асан субъективного чувства свежести, и, соответственно, повышенного уровня бодрствования.
Часть афферентного потока соматосенсорной информации может привести к высокой активности нейронов в соответствующих отделах мозга. Ввиду того, что асаны выполняются сознательно и сосредоточенно, то можно ожидать несколько более интенсивного запечатления следов соматической памяти, а это должно было бы привести к формированию более точного и более объемного кортикального представительства афферентной информации. Тем самым, благодаря исчерпанию всех каналов восприятия и более тонкой градации воспринимаемого, в распоряжении практикующего оказывается большее количество поступающей от тела информации. Вместе с одновременным сознательным контролем над моторикой посредством сосредоточенного расслабления (см.ниже) такое более интенсивное восприятие способствует большей осознанности телесных ощущений (схема тонкого тела).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Диета йога

Новомодная диета - диета йогов

News image

Случайно столкнувшись с диетой йогов, и не предполагала, что она идеальна для обычного человека. Особенно дл...

Диета йоги

News image

Йога различает три основных качества (Гуны) — Тамас, Раджас и Саттва, — присущих материальному Миру. Вс...

Гуру

Беседа с Бал Мукунд Сингхом

News image

Бал Мукунд Сингх Эта небольшая беседа с Бал Мукунд Сингхом, учеником Свами Дхирендры Брахмачари, и ведущим пр...

Основы йоги

Леонард Орр «Йога Вечной Жизни»

News image

Тайны великих бессмертных йогов Индии настолько просты, что зачастую философы проходят мимо них. Вечная Сидхана Ши...

Йог Аенгар об отношениях учителя и

News image

Йога – это серьезная наука, и никаких интимных отношений между учителем и учеником, как это бы...

Бабушка-йог

News image

В Австралии журналисты нашли 83-летнюю старушку, которая до сих пор работает тренером по йоге. Как пи...

Современные школы хатха йоги

News image

Хатха йога – это духовная практика, которая через работу с телом и дыханием позволяет вывести со...

Йога

News image

Слово йога в переводе с древнеиндийского языка санскрит означает союз, соединение, связь, ед...

ЦЕЛИ, АСПЕКТЫ И ШКОЛЫ ЙОГИ

News image

Слово Йога в переводе с Санскритского языка означает союз, соединение, связь, единение, га...

Как я стал йогом. От болезни к здор

News image

Виталий Литвинов был тяжело болен – хроническое заболевание привело к тому, что его суставы постепенно те...

Йога для женщин

News image

Татьяна Пивень занимается йогой с 1999 г. Преподает йогу с 2000 г. в городе Киеве. Ин...