Уже с древнейших времен целью йоги было обретение правильного знания посредством медитации (см.1.1.), которая имеет своей предпосылкой гармоническое равновесие тела и духа. Во всех текстах хатха-йоги подчеркивается, что практика асан, пранаям и крий служит не заключению души и тела в «два непроницаемых отсека» (Kuvalayananda, Vinekar 1963), но для того, чтобы установить единство души и тела. Согласно традиционным представлениям состояние «гармонии тела и духа» является предпосылкой здоровой жизни. Так что человек становится невосприимчивым к различным факторам, которые могут привести к болезням или недомоганию. Pasek и Romanowski (1971) описывают это как достижение «состояния гомеостаза, который обеспечивает безупречное функционирование всех механизмов физиологического равновесия». Основываясь на этих соображениях, уже с начала нашего века в Индии занимаются йоготерапией. В этой области был накоплен большой клинический опыт и, как выяснилось, определенные комбинации упражнений оказывают целительное действие при целом ряде заболеваний (Kuvalayananda, Vinekar 1963). Если включить эту форму терапии в арсенал физио - или психотерапии, то, по нашему мнению, можно существенно дополнить современную физио - и психотерапевтическую практику. Решающим психическим фактором при этом могло бы быть то, что существует спрос на возможность помочь себе самостоятельно, независимо от медикаментов и назначений врача.
В связи с этим также указывается, что йоготерапия нацелена в первую очередь на психосоматические заболевания. В табл. 30 приведена сводка того, какие группы заболеваний лечат с помощью хатха-йоги в Институте Йоги в г.Лонавла (Индия). К этому можно добавить европейский опыт терапии таких ортопедических заболеваний как артриты, дегенеративные изменения межпозвонкового диска, миогелозы и проч., хотя эта практика пока не получила систематического характера. Медитация также может быть использована в терапии для регулярного получения «релаксационного ответа» (см.5.4.3.). Вполне доказанным может считаться терапевтическое действие различных форм медитации при гипертонии (Datey и др. 1969, Benson и др. 1972, 1974, Patel 1973). Далее с помощью медитативных практик успешно излечиваются прежде всего те заболевания, причины которых коренятся в психике: наркотическая зависимость, различные мании, страхи и фобии, бронхиальная астма, стенокардия, снижение сопротивляемости стрессам, бессонница (подробнее об этом см.: Shapiro, Giber 1978, Sharfetter 1979, Hirai 1975). Хотя отчасти в основе здесь лежат не совсем строгие исследования, в которых, например, не были одновременно обследованы контрольные группы или не производилась стандартизация терапевтических вариантов (Shapiro, Giber 1978), все же эти начинания указывают на взаимосвязь психофизиологических эффектов медитации с «выравнивающими» процессами адаптации, откуда можно вывести смысл «медитативной терапии».
Использование для целей терапии отдельных элементов йоги, выделенных из целостной системы, в древнеиндийской традиции не предусмотрено. Следовало бы разработать список показаний и противопоказаний применения йоготерапии, исходя из требований европейской медицины, а также с учетом того, что йога представляет собой целостный метод развития человека. Поэтому применение отдельных элементов йоги имеет лишь мнимое противоречие с традицией, поскольку больной, согласно такому пониманию, не находится в состоянии равновесия, и нарушенная гармония должна быть целенаправленно восстановлена с помощью соответствующих упражнений.
Таблица 30. Некоторые успешные схемы терапии из Института Йоги Кайваладхама в г. Лонавле (Ananda 1980)
Заболевание |
Терапия |
Повышенная кислотность желудка |
бхастрика, уддияна, пашимоттанасана, вакрасана, майюрасана, триконасана, випаритакарани, шавасана |
Артриты |
ритмическое дыхание, нади содхана, вакрасана, пашимоттанасана, випаритакарани, триконасана, падмасана, шалабхасана, шавасана |
Бронхиальная астма |
ритмическое дыхание, нади содхана, уддияна, пашимоттанасана, шавасана, випаритакарани |
Сахарный диабет |
ритмическое дыхание, нади содхана, уддияна, пашимоттанасана, шавасана, ардхаматсиендрасана, сарвангасана |
Запор |
бхастрика, уддияна, триконасана, вакрасана, пашимоттанасана, наули, ардхаматсиендрасана, сарвангасана, сиршасана |
Понос |
нади содхана, випаритакарани, шавасана |
Геморрой |
ритмическое дыхание, уддияна, випаритакарани, сарвангасана, матсиасана, сиршасана, шавасана |
Головные боли |
ритмическое дыхание, нади содхана, випаритакарани, шавасана |
Гипертония |
ритмическое дыхание, нади содхана, падмасана, (випаритакарани?), шавасана |
Гипотония |
ритмическое дыхание, бхастрика, сиддхасана, халасана, шавасана, пашимоттанасана, сарвангасана, сиршасана |
Ревматизм |
ритмическое дыхание, нади содхана, триконасана, бхуджангасана, шавасана, шалабхасана, дхануранасана, сарвангасана, ардхаматсиендрасана |
Синусит |
нади содхана, сурья бхедана, шавасана, випаритакарани |
Туберкулез |
ритмическое дыхание, нади содхана, випаритакарани, сарвангасана, шавасана, сиршасана |
Язвы желудка или двенадцатиперстной кишки (ранняя стадия) |
ритмическое дыхание, уджайи, нади-содхана, уддияна, пашимоттанасана, ардхаматсиендрасана, сарвангасана, сиршасана, шавасана |
Варикозное расширение вен |
нади содхана, бхастрика, падмасана, йога-мудра, вакрасана, випаритакарани, сарвангасана, матсиасана, сиршасана, шавасана |
Синдром страха |
капалабхати, нади содхана, кумбхака, ваджрасана, ардхаматсиендрасана, шавасана, триконасана, дханурасана,сарвангасана |
Депрессивные состояния |
ритмическое дыхание, сурья бхедана, бхастрика, вакрасана, бхуджангасана, шалабхасана, халасана, пашимоттанасана, сарвангасана, шавасана |
Нервозность |
ритмическое дыхание, нади содхана, йога-мудра, вакрасана, шалабхасана, халасана, майюрасана, випаритакарани, шавасана |
При всех заболеваниях применяются еще и очистительные процедуры (шаткрия), соблюдается экономная диета йоги и большое значение придается концентративным практикам, особенно при психических нарушениях. |